Доверие по-русски

4-13-2009 в управление репутацией

Сегодня российская дочка Edelman, агентство Edelman Imageland, представила Edelman Trust Barometer 2008 с данными по России. Глобальное падение доверия ко всем институциям коснулось и России, как и в прошлом году СМИ и НПО вызывают у россиян меньше всего доверия.

Дальше сплошная цитата из пресс-релиза агентства. В России доверие к власти и бизнесу – относительно стабильно: бизнесу доверяют 49% россиян (62% — в среднем в мире), власти — 48% (43% — в среднем в мире). Меньше всего наши соотечественники доверяют СМИ — 40% (в мире в среднем – 47%, в ЕС – 42%) и неправительственным организациям — 36% (в мире в среднем – 54%, в ЕС – 57%).

По сравнению с 2007 годом значительно сократилось доверие россиян ко всем традиционным источникам деловой информации, прежде всего статьям в деловых журналах (сокращение на 16%), новостям по радио (на 13%) и телевидению (на 11%). Менее всего россияне склонны доверять газетным статьям (16%), рекламе (12%), новостям по телевидению (24%) и радио (21%), корпоративному сайту компании (27%). Среди пользующихся наибольшим доверием у россиян каналов получения информации – доклады отраслевых аналитиков (им доверяют 63% респондентов), статьи в деловой прессе и интернет-поисковики (49%), личное общение с сотрудниками компаний (47%) и открытые контент-ресурсы Web 2.0 Интернета (Wiki и др.) — 40%.

Важнейшими факторами, определяющими доверие респондентов в РФ к компании, являются высокое качество товаров и услуг (97% респондентов считают этот фактор важным), хорошее соотношение цены-качества, стабильные финансовые перспективы компании (по 95%), вызывающее доверие руководство (90%). В отличие от западных респондентов, в оценке компаний россияне пока в наименьшей степени исходят из ее приверженности целям создания общественного блага (78%), ее вклада в охрану окружающей среды (82%), соблюдения бизнесом законов (84%).

Россияне больше всего доверяют бизнесу в IT-отрасли (69%), биотехнологиях (59%), ТЭК (58%) и розничной торговле (49%); меньше всего – компаниям в сфере СМИ и фармацевтики (по 33%), страховании и здравоохранении (по 35%), банковской сфере (36%). Россияне значительно менее европейцев доверяют производителям продуктов питания, фасованных потребительских товаров, а также фармпромышленности и автопрому. По сравнению с 2008 годом, лидерами падения доверия россиян стали банки (17% сокращения) и компании-производители фасованных потребительских товаров (12%). Розничная торговля, напротив, продемонстрировала 10-процентный рост доверия за прошедший год.

Наибольшим доверием у наших соотечественников пользуются компании Германии (им доверяют 64% опрошенных), Швеции (62%), Франции (57%) и Канады (53%). Американский бизнес стал лидером падения доверия у россиян за год – доверие сократилось с 58% в 2007 до 28% в 2008. Доверие к бизнесу из КНР, напротив, выросло с 26 до 32%. Среди стран-аутсайдеров доверия к бизнесу у россиян — традиционно Польша (13%; в прошлом году – 18%) и Испания (39%).

По мнению респондентов в России и в мире в целом, государство и бизнес несут солидарную ответственность за нынешний кризис и должны объединить усилия в его преодолении. 65% опрошенных в мире и 73% в России полагают, что правительство должно жестче контролировать и интенсивнее регулировать бизнес во всех отраслях. При этом значительно большая доля россиян (67% против 42 в ЕС и 47% в мире в целом) полагают, что государство должно вмешаться и обеспечить снижение цен на энергоносители. 65% россиян (против 49% в ЕС и 53% в мире в целом) считают, что власть должна обеспечить преодоление финансово-кредитного кризиса. Абсолютное большинство опрошенных (90% против 73% в ЕС и 70% в мире в целом) возлагают на государство надежды в обеспечении доступности здравоохранения. Бизнес, по мнению 72% респондентов-россиян, должен совместно с государством и обществом принять участие в борьбе с кризисом.

Среди других выводов исследования:
— Молодые россияне – лидеры мнений (25-34), в отличие от респондентов старшего поколения (35-64), в значительно большей степени склонны доверять бизнесу (70 и 45%, соответственно), власти (62 и 43%) и СМИ (54 и 34%). Среди молодежи также растет доверие к социальным сетям, друзьям и ровесникам, сокращается — к газетным статьям (падение на 20%) и рекламе (на 8%).
— Россияне старшего поколения демонстрируют снижение доверия практически ко всем источникам информации — они предпочитают черпать информацию о бизнесе из интернет-агрегаторов новостей, а также личных интервью или выступлений первых лиц корпораций.
— Россияне в большей степени, нежели представители других стран, склонны ценить фактор инновационности в репутации компании. Очевидный результат продвижения соответствующих инициатив власти в России (фактически сформирован общественный запрос в пользу инновационного развития страны).
В 2008 году в мире в целом заметно сократилось доверие к первым лицам компаний. В мире в среднем им доверяют 29%, в том числе в США — 17% , в Германии – 19%, во Франции – 13%, в Польше – 15%. В России падение доверия к CEO – не так заметно (с 38 до 35%), уровень доверия по-прежнему значительно превышает показатели развитых стран мира.
— Доверие к российским компаниям в мире остается одним из самых низких и продолжает сокращаться. Если в 2007 им доверяли 26% респондентов, то в 2008 – уже 24% (например, шведским кампаниям доверяют 73%, немецким – 72%, канадским – 71% и английским – 65%).

Презентация самого исследования:

Благодарности Ольге Расуловой из Edelman Imageland Russia за предоставленную информацию.

Поделиться:

По теме:

  1. Кому доверяют в России?
  2. Не верь, не бойся, не проси, или Глобальный кризис доверия
  3. Trust no one

2 комментария

  1. Дякую! Проте я б не стала екстраполювати ці результати на Україну. Цікаво, чи не збирається Едельман робити таке дослідження тут або ліцензувати комусь свою методологію.

  2. Так, думаю в Україні данні були б іншими, хоча наші НГО були б першими з кінця, думається.

    Еделман в цьому році додав Австралію та Індонезію. Це дослідження — гарний промо інструмент для компанії, а в Україні їх навіть немає.

    Бачила дослідження PRWeek Media Survey 2009?

Трекбеки/Пинги

  1. Российский барометер доверия - цифры в картинках | Conversation Space - [...] также обзор исследования у Ярослава Гордиевича в его блоге Повестка [...]

Оставить комментарий