Эмуляция общественной поддержки (Astroturfing)

3-05-2008 в управление репутацией

Термин

Термин astroturfing хорошо известен англоязычным практикам PR. Им описывают проекты, целью которых является создание впечетления спонтанной, народной поддержки политика, политической группы или партии, продукта, сервиса, события. В этом случае такая поддержка не является настоящей. Слово»AstroTurf» значит ярко зеленое исскуственное травяное покрытие, которое используеться на стадионах. Таким образом, «astroturfing» означает имитацию или подделку общественного мнения или поведения для того, чтобы озвучивать нужные мессиджи и влиять на СМИ и органы власти.

На Западе аstroturfing чаще всего используеться с целью изображения политической поддержки, хотя также используеться и в коммерческих кампаниях, особенно в интернете.

Много практикующих пиарщиков считают этот инструмент неэтичным, часть из них даже запустили в блогосфере кампанию против такой симуляции общественной поддержки. В
CIPR Social Media Guidelines говориться, что его члены должны всегда придерживаться CIPR Code of Conduct и действовать прозрачно, честно, и никогда сознательно не вводить в заблуждение. ‘Аstroturfing’-кампании явно нарушают эти принципы.

Также такие кампании подрывают доверие к неправительственным организациям и настоящим народным инициативам.

Теперь в онлайне

«Astroturfing» не является новой концепцией, но социальные медиа предоставили много методов для проведения таких кампаний. Например, в контексте социальных медиа эти инстументы включают создание тематического блога, размещение комментариев на чужих блогах или размещения «аматорского» видео на YouTube – и все это с целью демонстрации спонтанной поддержки идеи/продукта/компании/сервиса. Кажущаяся анонимность интернета делает проведение таких кампаний простым делом техники и человеческих ресурсов. Однако, западная блогосфера знает много компаний которые «спалились» на подставном блоге или видео — то кто-то домен «независимого блога» на свое агенство зарегистрирует, то мейл студента разместившего видео на YouTube оказываеться мейлом пиар-фирмы.

Самый известный и понятный пример для украинских блоггеров — поднятие поста в тридцатку Яндекса. Иногда это происходит естественным путем, но очень часто при помощи виртуалов специально созданных для ссылок на продвигаемую запись.

Примеры Запада

В 2001 году Los Angeles Times обвинила Microsoft в эмуляции народной поддержки, когда сотни одинаковых писем были посланы в газеты с осуждением антитрастового расследовани Министерства юстиции США против компании. Письма, подготовленные Americans for Technology Leadership в некоторых случаях були посланы от имени умерших людей или с несуществующих адресов.

Примеры Украины

«У нас уже много единомышленников, и с каждым днем их становится все больше. Люди с радостью поддерживают наш ГОЛЫЙ ПРОТЕСТ. Мы верим, что вместе мы сможем совершить мобильную революцию!» Так звучал манифест стихийной кампании против платы за соеденение при звонках с мобильного. Активисты кампании ездили в декабре в трусах по Киеву на машинах, давали интервью и всячески привлекали к себе внимание. Закончилась акция тем, что Артур Кожухов, главный организатор, поселился в витрине офиса Голден Телеком. Оператор сказал, что он не при чем, организаторы обещали также «наехать» на других операторов. Правда, все на этом и закончилось.

 

Ссылки
Astroturfing in Wikipedia
Аnti-Astroturfing Campaighn
Статья о видео с привлекательным курением на YouTube (англ.)

Поделиться:

9 комментариев

  1. Ярослав, немножко каши — кое-что из указанного относится к вирусному маркетингу. Там другая песня.

  2. Ярославе, як класно, що ви підняли цю тему! В моїй професійній біографії є сторіночка, якою я аж ніяк не пишаюся, і вона якраз пов’язана з такими речами. По-перше, воно рідко «вистрілює», і, по друге, від самого процесу стає дуже неприємно. Тому і сама таким не займаюся, і іншим не раджу.

  3. Юрий — но вот вирусный он почему? «Бо люды хочуть» А если вирус запускает толпа купленых студентов — это уже что-то искуственное?

  4. Ярино, у всіх є скелети в шафі. У когось менше, у когось більше :)

    Цікавим було в тому випадку (якщо я не помиляюсь щодо випадку), що активісти, які провели проти такого використання громадськості пресуху виявилися самі пов’язаними з оператором-конкурентом. Є цікавий тред в ЖЖ.

  5. Випадок був одиничним, і мене за це гарно протаскали по всьому Інтернету, тому думаю, що не помиляєтеся :) Якщо знайдете лінк на отой жж-шний тред, пліз, дайте знати, бо по-людськи цікаво.

  6. Ярослав, вирусный он — потому, что после стартового толчка начинает «летать» от человека к человеку. А толкнуть надо, да:)

    Хорошая тема

  7. Ага :) согласен, что толкать нужно. А если оно не взлетает? А видимость поддержки нужна? Вот тут и симулируют поддержку народных масс.

    Мой единственный пост в 30 Яндекса (есть у меня еккаунт для шалостей ) был продуктом дружеской поддержки, а не виртуалов. То есть в принципе, живые люди были не против поддержать идею — и другие живые люди смогли увидеть пост. Люди для людей :)

  8. Ярослав, а если оно не взлетает, значит, оно — не вирус;)

    Идеальный вирус «взлетает» без толчков. Такое, в принципе, встречается.

Оставить комментарий